Дарья Егорова, РИА Новости Украина
Ежедневные сводки пестрят сообщениями о кровавых ДТП. Каждая из них начинается приблизительно одинаково: водитель "превысил", "не предусмотрел" или "не справился". В некоторых случаях добавляется, что виновник аварии был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Увы, очевидно одно: автолюбители потеряли страх. Да и кого им бояться, если раньше их за углом могли караулить сотрудники ГАИ, а теперь опасаться некого?
Но страшные цифры количества ДТП, похоже, не настораживают главу Нацполиции и ее окружение.
Без ГАИ на дорогах страшно
По данным правозащитника Владимира Караваева, в январе этого года (по сравнению с годом прошлым), аварийность возросла на 40%. Февраль еще не закончился, но, по предварительным данным, показатели могут увеличиться еще на 10%.
Количество ДТП по Украине просто зашкаливает. И одно дело, если разбиваются машины, но при этом калечатся и гибнут люди. Многие водители признаются, что им страшно выезжать, поскольку на дорогих твориться настоящая вакханалия. Что делать, если нет никакого сдерживающего фактора для соблюдения ПДД, а патрульная полиция не может взять ситуацию под контроль?
– Да, число травмированных увеличилось почти на 60%, к счастью, погибших стало немного меньше.
Мне самому сегодня страшно ездить по нашим дорогам. Но наша полиция и не сможет справиться. Они работают в законодательном поле, которое было создано еще в Советском Союзе. Они даже если бы и хотели, то ничего не смогут изменить.
Нужно переписывать все законодательство, начиная с закона "О дорожном движении", правила дорожного движения. Им нужно расширить полномочия и сделать их не такими, как были раньше у милиции.
Читайте также: Реформа полиции. Кадры не решают ничего
Мы сегодня пытаемся реанимировать труп с помощью переливания крови, а нужен живой организм. Нужно комплексно все поменять, и тогда у нас все будет меняться к лучшему.
В чем плюс и минус того, что с улиц исчезли мобильные патрули ГАИ?
– Лично мне стало комфортнее. Потому что раньше за каждым углом кто-то стоял и останавливал. Мне это было неприятно – я законопослушный гражданин.
Но в плане того, что начало твориться на дорогах, это добавило беспокойства. Я не чувствую себя комфортно на дорогах и мне действительно страшно ездить. Как только с улиц исчезли сотрудники ГАИ, водители все чаще начали садиться за руль выпившими. Это очень большая проблема.
Но тут, кроме полиции, надо, чтобы и общественность подключалась.
Каким образом?
– Если человек видит, что кто-то ведет себя неадекватно на дороге, создает аварийную ситуацию, он должен обращаться в полицию и сообщать об этом.
Но есть другая проблема. Даже если есть запись с видеорегистратора, полиция сможет установить по номеру, кому принадлежит автомобиль, но кого она должна наказать – владельца или того, кто был за рулем?! Владелец может сказать, что это не он управлял машиной.
Кого наказывать в этой ситуации – непонятно.
"Письма счастья" возвращаются
Насколько можно судить, сегодня у самой полиции нет ничего, чем были экипированы сотрудники ГАИ. В том числе приборов, определяющих скорость. Не установлены стационарные камеры фотофиксации. То есть, они по-прежнему "слепые", как новорожденные котята?
– Да, у них только есть камера на лацкане, но она не помогает им контролировать ситуацию на дороге.
Три месяца в МВД уже работает рабочая группа по внедрению фотофиксации и, надеюсь, что в этом году она уже появится. Но, если технически все ясно, есть законодательство, из-за которого фотофиксация не будет работать, как это уже было – то есть, когда был закон, но он противоречил Конституции. Если водитель получит первое "письмо счастья", суд может его отменить.
Есть ли решение проблемы: как заставить водителей не нарушать ПДД. Может быть, надо повысить штрафы?
– Есть три уровня решения этой проблемы. Первая: несоблюдение водителями правил ПДД. Ее можно решать штрафами, лишением водительского удостоверения или же лишением свободы.
Вторая: наше законодательство прописано нечетко, иногда водители не понимают требований того или иного пункта, и могут не соблюдать их.
Третья: когда на уровне государства неправильно распределены полномочия между органами власти и ресурсы. И чтобы стабилизировать ситуацию, должно быть решение на всех этих уровнях. А у нас все время попытка решить эту проблему сводилась только к первому уровню – поднимали штрафы, ужесточали ответственность. Но при этом наше законодательство страдало, и четкого разграничения полномочий не было.
А сегодня у нас нет ни единого органа власти, который отвечал бы за безопасность дорожного движения. Когда принимали закон «О полиции», они вообще упустили эту функцию.
Читайте также: Погоня за BMW, последствия. Что искала прокуратура в офисе полиции?
Был период, когда за этот фронт работы никто не отвечал, ГАИ ликвидировали, а ничего другого не создали. Потом спохватились. Создали в полиции вместо ГАИ управление, численность которого – 30 (!) человек. Они физически не смогут решить эту проблему.
Низкие стандарты
В свете последних событий, связанных с погоней "копов" за нарушителями и тяжкими последствиями после этого, можно сделать вывод, что они уступают в профессионализме и подготовке старым ГАИшникам?
– Ситуация абсолютно ненормальная. Сегодня общество следит за тем, к чему это все приведет. Но при этом, я уверен, что все сделали выводы – полицейские и водители.
Наших полицейских обучают американцы – по их стандартам и технологиям. Начальной подготовкой полицейских в США предусмотрены минимальные стандарты и требования, обязательные для исполнения всеми представителями правопорядка.
Стандарты обучения зависят от обязательного минимального количества часов первоначальной подготовки. В различных штатах он варьируется от 320 часов (штаты Южная Дакота, Теннеси, Канзас) до 690 часов (штат Висконсин) и до 1040 часов (Гавайи). Меньше всего отводится на подготовку в штатах, где минимальное количество населения. При этом, если полицейский работал в Канзасе, он не может со своей подготовкой работать в штате, где более высокие требования: ему надо заново пройти обучение по другой программе.
Исходя из того, что наши полицейские обучаются два с половиной месяца, они обучаются по минимальным американским стандартам. При том, что по густонаселенности, по количеству транспортных средств, у нас должны быть наивысшие стандарты.
Читайте также: Расстрел BMW полицией: преступление и наказание
Общаясь как-то с представителем немецкой полиции, я упомянул о сроках подготовки нашей полиции. Он скривился и сказал: "Как обучите, то и получите!". В Германии человек становится полицейским после двухлетней подготовки. Во Франции такая подготовка занимает 16 месяцев. А вы говорите – Европа… Но ведь мы же туда стремимся, а не в Америку!
Но они хоть ПДД выучили?
– Нет, не выучили. И это огромная проблема. И примеров их безграмотности очень много.
Когда, на ваш взгляд, может нормализоваться ситуация на дорогах?
– В первую очередь тогда, когда в этом будет заинтересовано государство. Когда будет комплексно изменено законодательство, в первую очередь закон "О дорожном движении и безопасности" с новой редакцией ПДД, где будет расписано, кто за что отвечает, и где будет исключена коррупционная составляющая.
Ведь за годы независимости на дорогах страны погибло 130 тысяч человек, и не хочется, чтобы эта цифра увеличивалась.